Научно-исследовательские суда
Научно-исследовательскими судами называют речные, озерные либо морские судна, которые используются для разных исследований дна и воды, атмосферы и космоса. Все экспедиционные суда укомплектованы необходимой аппаратурой, различными приборами, а также лабораториями и штатом специалистов. Такие суда переоборудуют из других судов или кораблей, или же строят по специальному проекту. Предназначены они для научно-исследовательских экспедиций, в задание которых входит изучение и исследование природных ресурсов и условий океанов, морей. Благодаря им можно исследовать воду, дно водоема, атмосферу и космическое пространство.
Есть два вида научно-исследовательских судов: универсальные и специализированные. Универсальные суда предназначены для комплексных исследований параметров воды (химические, физические, биологические), морского дна, воздушной среды. Специализированные суда в основном используются для исследований по одному научному направлению.
Основные направления, которыми занимаются научно-исследовательские суда: гидрологическое, геофизическое, геологическое, гидрохимическое, гидроакустическое, метеорологическое, биологическое, гидрографическое, экологическое.
По своему предназначению научно-исследовательские суда делятся на:
• Экспедиционные крупные суда, на которых проводят исследования в Мировом океане (тоннаж – от 6000 до 7000 тонн);
• Универсальные (от 1900 до 4200 тонн) – проводят тематические фундаментальные исследования океанов;
• Гидрографические (500 - 3000 тонн);
• Съемные океанографические судна (2500 - 3800 тонн);
• Рыболовные исследовательские (500 - 2000 тонн);
• Метеорологические (2200 - 5000 тонн);
• Научно-промышленные (от 1000 до 3000 тонн);
• Суда для исследования Арктики (от 700 до 4700 тонн);
• Суда специального назначения (от 500 до 2000 тонн).
На научно-исследовательских судах все исследования и наблюдения выполняют специалисты: научные, инженерно-технические работники при участии членов экипажа. Суда оборудованы лабораториями, количество которых зависит от его тоннажа .
Для выполнения поставленных заданий по космической связи были построены нижеописанные научно-исследовательские суда:
в 1971 году «Космонавт Юрий Гагарин», на то время самое крупное и мощное судно;
в 1977 году теплоход научного предназначения «Космонавт Георгий Добровольский».
Для океанологических исследований в 1976 году было построено НИС «Профессор Богоров».
В 1979 году построено судно «Профессор Штокман», которое и сейчас продолжает свою научную работу.
Благодаря появлению таких судов ученные имеют возможность изучать возможности морей и океанов, просторы космоса и атмосферу Земли.