Лоцманские суда
Мы знаем, что открытое море опасно, но для кораблей не меньшую опасность представляют и коварные берега. Невидимые рифы, скрытые мели, извилистый путь в устье реки часто приводят к поломке корабля тогда, когда, казалось бы, путешествие удачно завершено. Для того чтобы безопасно причалить у незнакомого берега, капитаны зовут на помощь лоцманов.
Лоцман – одна из древнейших морских профессий. Лоцманы прекрасно знают все особенности прибрежной полосы и всегда готовы помочь советом капитанам. Доставляют же на судно, запросившее услуги лоцмана, этих специалистов лоцманские суда.
Лоцманское судно – это служебный корабль, важными характеристиками которого является маневренность и быстроходность. Основные задачи лоцманских судов - это доставка лоцманов на корабли, которые нуждаются в их услугах, проводка судов в местах с затрудненным входом в порт и патрулирование вверенной территории.
Сейчас, лоцманские суда комплектуют дизель-электрические или дизель-редукторными энергетическими установками с винтом регулируемого шага (ВРШ). Это позволяет не только значительно менять мощность судна, но и дает стабильный малый ход. Лоцманские суда развивают скорость от 13 до 14 уз.. Водоизмещение таких самоходных станций – до 1500 т.. Иногда на лоцманских судах оборудуют посадочную площадку для вертолетов.
Во время патрулирования лоцманы и команда судна могут отходить от порта вдоль берега на значительные расстояния и проводить в море длительное время. Современные лоцманские суда могут находиться в плавании от одного месяца. При этом предусмотрено все необходимое для жизни команды и лоцманов: жилые помещения, судовые запасы и др.
На лоцманских судах находится от 1 до 6 лоцманских ботов (катеров). Такие катера быстроходны и имеют хорошую мореходность, могут находиться в море при волнении до 7 баллов. Они не большие – длинна 10-15 м, и ширина – 3,5 – 6 м. и команду от 2 до 5 человек.